Откачка отсеков и трюмов осушительными средствами
Для подъема аварийных или затопленных плавсредств предварительно проводится осушение отсеков откачкой воды при использовании мобильных водоотливных устройств. Откачка воды возможна, если можно провести герметизацию корпуса, а также если у судна по периметру не нарушена продольная прочность.
После осмотра судна руководитель водолазных работ инструктирует команду о порядке проведения откачки воды из затопленных отсеков аварийного судна (далее – АС). Работы проводятся технически оснащенной водолазной станцией; количество водолазов варьируется в зависимости от сложности работ. Водолазы спускаются на АС с другого плавсредства (водолазного бота); работы рекомендовано проводить при нормальной температуре в течение светового дня.
По мере проведения работ водолазам необходимо добиться:
- Четкой последовательности поднятия на поверхность оконечностей судна;
- Сохранения продольной прочности по периметру судна при всплытии;
- Положительной поперечной остойчивости АС.
Поперечная остойчивость судна должна быть обеспечена во время всех этапов подводно-технических работ: как при отрыве от грунта одной из оконечностей и ее последующем всплытии на поверхность, так и при отрыве корпуса АС от грунта и уменьшении его осадки.
Водолазы должны проверить локальную прочность межотсечных переборок перед осушением смежных отсеков плавсредства до разных уровней воды.
Отжатие воды сжатым воздухом для осушения отсеков судна проводится при поднятии опрокинутых вверх килем судов, плавучих доков и грузовых судов.
При проведении работ по отжатию воды из герметичных отсеков через устройства с отжимными трубами, необходимо обеспечить опущение труб до низа отсека, либо до допустимого уровня отжатия воды (согласно условиям локальной прочности конструкции).
Наиболее герметичные отсеки (например, форник или ахтерпик) допустимо продувать сжатым воздухом.
Откачка воды сжатым воздухом требует выполнения следующих условий:
- Отверстие в нижней части отсека, через которое будет отжиматься вода;
- Герметичность верхней части отсека, чтобы избежать потерь при подаче воздуха по причине неплотности заделки;
- Прочные корпусные переборки и перекрытия
- Достаточная мощность подачи сжатого воздуха
Выполнение работ:
Перед началом откачки воды водолазы проводят герметизацию корпуса, используя мягкие или жесткие пластыри.
Далее согласно проекту осушительных работ по АС распределяются водоотливные устройства (погружные электронасосы, мотонасосы и водоструйные инжекторы; водолазная команда готовит их к работе и в процессе следит за их исправностью. Водоотливная техника устанавливается на палубе, на подвесных беседках внутри отсеков и на плотинах. Во время установки водоотливных рукавов необходимо проверить их исправность, герметичность, избегать заломов
При использовании мотонасосов их следует установить максимально близко к поверхности откачиваемой воды. Как правило, мотонасосы применяют для осушения небольших низкорасположенных помещений АС.
После подготовки отсеков затопленного судна к осушению водолазы приступают к откачке воды каждом помещении. В случае обнаружения неплотной заделки пробоин водолазы промазывают их технической замазкой; дополнительно можно использовать небольшие, обмотанные куделью клинья. Также водолазам нужно постоянно поддерживать давление рабочей воды.
По мере выхода плавсредства из воды рекомендуется разбирать более высокие переборки, чтобы увеличить остойчивость судна и облегчить проведение дальнейших работ. Также во время всплытия судна водолаз должен держать под контролем внутреннее давление воздуха, чтобы избежать разрушения палубы. Для этого нужно прорезать технологические отверстия в бортовой обшивке (предварительно изготавливаются шаблоны и делается разметка на обшивке).
Также можно установить отжимные трубы на палубе. Для этого на палубе делается разметка, под диаметр труб прорезается отверстие, куда опускается труба до уровня, равного расчетному уровню осушения отсека. В верхней части трубы должны быть невозвратные клапаны, не допускающие попадания воды.
Отсеки, которые осушались с помощью отжатия воды, необходимо продуть перед поднятием судна, чтобы снизить влияние расширения воздуха. Продувка проводится согласно проекту, симметрично с обоих бортов. Давление воздуха контролируется манометром. Продувочные рукава заводятся в технологические отверстия или же присоединяются к штуцерам уже установленных на палубе отжимных труб.
После продутия верхние клапаны отжимных труб закрываются, и водолазы приступают к заделке пробоин и откачке воды из отсеков, которые не осушались для подъема судна.
Охрана труда
Водолазам категорически запрещено переносить погружные электронасосы за питающий электрокабель.
В случае проведения работ на наливных судах с потенциально опасными грузами запрещено проводить отжатие воды за борт из отсеков с грузами.
Материально-техническое оснащение для проведения работ по откачке воды и осушению отсеков определяется отдельно согласно проекту для каждого судна