Герметизация корпуса судна
Первостепенная задача герметизации – это предотвратить распространение воды по судну. Для этого производится заделка мелких пробоин, подкрепление дверей и люков.
Работы по герметизации корпуса аварийного судна (АС) проводятся в аварийной ситуации, либо в подготовительный этап перед подъемом, либо после подъема с использованием вспомогательных внешних сил при постановке на плав.
Как правило, для герметизации корпуса судна применяют пластыри, деревянные пробки и клинья (см. рисунки).
мягкий пластырь
пробки и клинья и способ их подачи водолазу
Наиболее часто встречающимися повреждениями являются:
-пробоины;
-разошедшиеся швы сварных конструкций;
-трещины в обшивке.
Также время от времени необходимо проводить герметизацию различных технических отверстий в корпусе (люки, кингстоны, иллюминаторы, шпигаты и т.п.).
Повреждения и отверстия в корпусе плавсредства, подлежащие герметизации, различаются по площади:
- Малые пробоины, а также иллюминаторы и шпигаты площадью до 0,05м2;
- Средние пробоины, а также кингстоны и др. отверстия площадью до 0,2 м2;
- Большие пробоины, двери, лазы и др. отверстия площадью до 2 м2;
- Очень большие пробоины, люки и др. отверстия площадью больше 2 м2.
Пробоины необходимо заделывать как изнутри, так и снаружи корпуса судна. Чтобы подготовить затопленные отсеки к откачке воды, необходимо герметизировать корпус судна снаружи. Если планируется осушать отсек с помощью обжатия воды с помощью сжатого воздуха, то рекомендуется малые пробоины и отверстия заделывать снаружи, а средние и большие отверстия и повреждения – изнутри.
Водолазы спускаются на аварийное судно с водолазного бота, стоящего на якоре. Также на борт АС подается растительный швартовый канат с обоими концами, закрепленными на боте (дупленем).
Руководитель водолазных работ (ВР) инструктирует членов водолазной команды по специфике предстоящих работ (глубина спусков, условия) и обсуждает с водолазами результаты обследования, а также характер пробоин и их местонахождение. Если судно находится на плаву, то ВР выполняются водолазной станцией, оснащенной всеми необходимыми техническими средствами; количество водолазов зависит от условий проводимых работ.
- Заделка малых пробоин
Малые пробоины и трещины заделываются как снаружи, так и изнутри корпуса; для этого водолазы используют клинья и пробки. Пробоины неправильной формы заделываются пробками или клиньями, покрытыми смоляной паклей или обернутыми просаленным войлоком. При этом клинья и пробки подгоняются на поверхности, а затем подаются водолазу, который уже занимается заделкой пробоин под водой. Затем он подрезает выступающие части клиньев и пробок. - Средние и некоторые малые пробоины заделываются металлическими, деревянными или мягкими пластырями. Последние, как правило, применятся снаружи корпуса судна, на плоских или цилиндрических поверхностях.
Если обнаружена пробоина в месте большой кривизны наружной части корпуса, либо в месте существенной деформации, то ее необходимо заделать коробчатым пластырем, который изготавливается на месте по шаблону. - При заделке средних и больших пробоин водолазы используют мягкие и плоские деревянные пластыри, при этом мягкий пластырь устанавливается на промежуточные опорные фальшшпангоуты в виде туго натянутых тросов на расстоянии 0,5-1,5 м.
После установки пластыря на пробоине на внутренней стороне корпуса, его необходимо закрепить с помощью деревянных или раздвижных упоров, универсальными аварийными струбцинами для шпангоутов и крючковых болтов или болтов с откидными головками и др., которые водолаз забивает в обшивку судна, используя подводный дыропробивной пистолет (ПДП).
При креплении пластыря с наружной части корпуса водолазы используют тросы, заведенные в отсек через пробоину и обтянутые талями. - Подводная сварка может применяться для заделки трещин и пробоин, когда судно необходимо эксплуатировать до следующего ремонта для обеспечения надежной герметизации, а также в ситуации продолжительной буксировки в сложных погодных условиях. В таком случае пробоины заделываются путем приварки заплат из стальных листов. После приварки водолаз проверяет наличие щелей и в случае необходимости заделывает их стандартными способами, например, клиньями.
Подобные работы рекомендовано проводить с использованием подводных камер (кессонов): кессон устанавливается на место повреждения, и оно осушается водоотливными насосами.