Производство водолазных работ на аварийных судах
Производство водолазных работ (далее ВР) на аварийных судах (далее АС), севших на мель или находящихся на плаву, разрешено только после определения характера груза, а также уровня его опасности для водолазной команды и принятия необходимых мер безопасности.
ВР по осмотру АС осуществляются технически укомплектованной водолазной станцией; количество водолазов зависит от глубины спуска, особенностей и условий выполнения работ.
Во время проведения работ у борта АС при угрозе его опрокидывания или затопления, водолазный бот, с которого производятся спуски водолазов, нужно ставить на якорь. При этом с кормы водолазного бота на АС заводится швартовый конец так, чтобы после оперативного подъема водолаза, можно было отойти от АС с заранее предусмотренной возможностью отдачи швартового конца.
При обследовании сидящего на мели АС, водолазу необходимо соблюдать меры предосторожности: не заходить под корпус АС в тесных местах, следить за тем, чтобы шланг и кабель-сигнал не оказались зажаты под корпусом. Если судно под влиянием колебания воды раскачивается и/или задевает дно водоема, рекомендовано его притопить; после чего приступать к производству ВР.
При выполнении ВР под корпусом с грунта расстояние между днищем АС и грунтом с учетом волнения воды должно быть не меньше 2 м. При этом необходимо исключить влияние ветра и течения, которые могут развернуть судно.
Водолазам запрещается переходить с одного борта на другой под килем судна.
При осмотре севшего на мель АС, когда осуществляется спуск водолазов в вентилируемом водолазном снаряжении, водолазам запрещается удаляться от спускового конца на расстояние более 20 м. Если необходимо обследовать весь корпус АС, предварительно нужно перешвартовать водолазный бот, с которого производится спуск.
Водолазу нужно соблюдать осторожность во время работ у поврежденной зоны корпуса АС, чтобы не повредить водолазную технику об острые края пробоин.
Перед проведением подводно-технических работ в затопленных отсеках, водолазам необходимо ознакомиться с планом помещений и получить информацию о находящемся там оборудовании.
К спуску в затопленный отсек по трапу предъявляются следующие требования:
- Перед входом в затопленное помещение водолазу необходимо собрать себе на руку несколько витков кабель-сигнала и шланга и по мере продвижения вперед постепенно их отпускать.
- Водолаз должен иметь с собой подводный фонарь, а также установить сильный источник света над местом входа в отсек для последующей ориентировки при выходе из затопленного помещения.
- Находясь внутри затопленного помещения, водолаз должен соблюдать меры предосторожности и остерегаться внезапного падения плохо зафиксированых грузов или предметов, с учетом имеющегося крена судна. Двери или люки необходимо фиксировать от самопроизвольного закрытия.
- При необходимости подъема грузов из затопленных отсеков руководитель ВР должен провести инструктаж водолазам по выгрузке грузов или размонтировке механизмов. Перед проведением разгрузочных работ необходимо удостовериться в исправности грузоподъемных устройств и надежности канатов и захватных приспособлений.
- Во время остропки грузов водолазу необходимо контролировать положение подъемного каната, чтобы тот не перепутался с кабель-сигналом и шлангом, и избежать их попадания под строп. Водолаз должен удостовериться в надежной балансировке груза, чтобы избежать его выпадения из стропа. Перед подъемом необходимо приподнять груз на небольшую высоту и выдержать его минимум 5 минут, чтобы проверить надежность остропки.
- Водолазу запрещается пользоваться грузовым канатом для подъёма и спуска.
- До начала подъема груза водолаз должен покинуть трюм.
- При проведении ВР в затопленном отсеке водолазу необходимо избегать обходов вокруг различных предметов более чем на 180°, чтобы предотвратить запутывание кабель-сигнала и шланга.
Спасение людей
Спасательные ВР могут выполняться и при колебании воды, но при условии принятия мер, предотвращающих удары волной водолазов о корпус судна, а также мер, защищающих место спуска от воздействия волн. Для этого рекомендуется проводить ВР с подветренной стороны АС, разворачивать его или привлекать другие суда, чтобы укрыть место проведения работ от воздействий ветра и волнения воды.
Судно-спасатель должно быть обеспечено дополнительным водолазным снаряжением с открытой системой дыхания в исправном состоянии, которое может быть использовано при спасении людей.
Во время вывода людей из воздушных подушек залитых водой частей АС необходимо следовать рекомендациям медицинских работников, задействованных в операции. Вывод людей должен производиться при участии не менее 2 водолазов: один находится у входа в АС и страхует водолаза, направляющегося к людям. Последнему необходимо зафиксировать ходовой конец у входа в АС и протянуть его до отсека с пострадавшими. Также водолазу нужно взять с собой бескабельный фонарь с автономным питанием для последующего ориентирования в помещении.
В отсек нужно подать воздух, затем по необходимости горячее питье, и после этого приступить к операции вывода пострадавших на поверхность. При этом рекомендуется входить в отсек с пострадавшими в стороне от них, чтобы избежать возможной агрессии с их стороны.
В случае невозможности проникновения в отсек с людьми, необходимо вырезать отверстие для их вывода на поверхность. В это же время следует принять меры по улучшению состава воздуха в имеющейся воздушной подушке.
Условия, при которых рекомендуется проводить ВР:
- - световой день;
- - глубина спуска водолазов ≤ 12 м;
- - атмосферное давление> 700 мм рт.ст.;
- - видимость под водой ≥ 1 м;
- - t° воды от +4 °С до +37 °С;
- - t° воздуха выше 0 °С;
- - течение ≤0,5 м/с;
- - колебания воды не свыше 2-х баллов;
- - воды не заражены опасными в-ми, нефтепродуктами и бытовыми отходами;
- - работы производятся на чистом грунте или открытой палубе АС.
(ВР, осуществляемые в открытых водоемах необходимо прекратить, если волнение воды свыше 3 баллов; а работы, выполняемые на глубине не более 3 м, рекомендуется прекращать при колебании воды в 2 балла).