Ремонт причалов, слипов, эллингов, водозаборов
Общие положения
Причалы, слипы и эллинги относятся к воднотранспортным гидротехническим сооружениям, водозаборы - к водопроводным и канализационным. Данные сооружения отличаются друг от друга рядом спецификаций, однако объединены общим фактором: постоянный контакт с водой. Вне зависимости от своих особенностей (морская, пресная или сточные, грунтовые воды), вода является агрессивной средой для материалов, из которых сделано большинство гидротехнических сооружений. Вода оказывает механическое (статическое давление наносов, водных масс, льда; удары струй), физическое (кавитация – истирание поверхности конструкции водой, льдом или наносами), химическое (выщелачивание бетона и коррозия арматуры) и биологическое (деятельность микроорганизмов) воздействие.
Чтобы избежать преждевременного износа и разрушения гидротехнических объектов или их отдельных элементов, необходимо проводить своевременные водолазные обследования и по необходимости подводно-технические работы.
Особенностью ремонтных работ на таких сооружениях является сезонность их проведения (например, после закрытия сезона навигации), а также ограниченность сроков работ.
Перед началом подводно-технических работ водолазная бригада должна установить причины и характер коррозии и ее влияние на функциональность конструкции. Это определит план и выбор материалов для ремонта.
Более того, необходимо оценить условия эксплуатации сооружения: зона расположения (подводная, переменного уровня воды или надводная), воздействие кавитации, подверженность динамическим нагрузкам, характер водной среды (агрессивность). Это влияет на выбор ремонтных материалов (морозо- или износостойкость, или же устойчивость к определенным агрессивным элементам).
Следует также учитывать доступность сооружения для проведения подводных ремонтных работ, например, в случае необходимости использования тиксотропных материалов, т.е. веществ, вязкость которых уменьшается с течением времени при условии постоянного напряжения сдвига.
Как правило, для постройки гидротехнических сооружений выбирают железобетон. Сейчас имеется большой выбор технологий и материалов для ремонта, гидроизоляции и защиты конструкций, изготовленных их бетона или железобетона.
-
Ремонт причалов
-
Классификация причалов
-
Причал – это специальное гидротехническое сооружение, представляющее собой подготовленное место для швартовки и осмотра водного транспорта у берега.
А) Понтонный причал – сборная конструкция с вставными мобильными модулями, что позволяет разбирать конструкцию и проводить повторный монтаж на новом месте. Из преимуществ у понтонных причалов выделяют низкую цену и мобильность; из недостатков – небольшая грузоподъемность и ненадежность в случае природных катаклизмов (наводнение, шторм и пр.).
Б) Свайный причал - причал, сооруженный из металлических или железобетонных опор. Данные сооружения стойко переносят природные катаклизмы (подмывания берегов, паводки), однако очень часто возникают сложности с получением разрешения на возведение данного вида причалов, в частности в водоохранной зоне.
1.2. Эксплуатация и водолазные работы по ремонту причалов
Для своевременного выявления возможных разрушений и предотвращения преждевременного износа причалов водолазная бригада должна проводить систематический мониторинг. Регулярный осмотр является гарантом дальнейшей безопасной эксплуатации. Также ремонт может потребоваться ввиду климатических условий, неправильной эксплуатации или использования некачественных материалов при строительстве.
Подводные ремонтные работы состоят из обследования конструкции и ее элементов и последующих ремонтных, подводно-технических и берегоукрепительных работ.
В зависимости от материала сооружения (металл, железобетон, дерево и др.) и типа разрушений (трещины, коррозия арматуры, механические повреждения в виде сколов и выбоин и пр.) после водолазного осмотра руководитель водолазной бригады составляет план ремонтных работ.
-
Ремонт слипов и эллингов
Слип – это судоподъемное сооружение в виде наклонной площадки с уходящими в воду рельсовыми путями, по которым с помощью специальных тележек производится спуск судна на воду или подъем из воды; эллинг – береговое сооружение, где на надводном фундаменте происходит сборка корпуса и насыщение его крупногабаритным оборудованием, а также – спуск на воду.
Как и причалы, конструкции слипов и эллингов требуют постоянного мониторинга во избежание серьезных повреждений.
Необходимо проводить следующий спектр подводно-технических работ:
- Систематический водолазный осмотр всех конструкций и механизмов;
- Наблюдение за состоянием креплений, направляющих тросов, тележек, рельс;
- Наблюдение за состоянием отвода лишней воды с конструкций;
- Смазка направляющих роликов, техническое обслуживание подъёмных механизмов, подтягивание болтовых механизмов;
- В случае необходимости – замена и ремонт металлических покрытий, досок настилов, локальный ремонт и подкраска отдельных элементов конструкций;
- очищение спусковых дорожек (включая их подводную часть) от мусора, гнили, заносов грунта;
- замена рельс, шпал, крепление рельс к основанию;
- подводное бетонирование и сварочные подводные работы;
-
Водолазные работы по ремонту водозаборов
Для подачи воды в промышленных или коммунальных целях очень часто используется вода из близлежащих водоемов. Для этого применяются специальные насосные станции, производящие забор воды из реки или иного водоема, и по трубам вода доставляется непосредственно к потребителю. В данных трубах устанавливаются сороудерживающие решетки и рыбозащитные устройства, не позволяющие мусору или рыбе попасть внутрь труб.
Для поддержания водозаборов в режиме бесперебойного функционирования необходимо проводить регулярный водолазный осмотр. Это позволит вовремя выявить и устранить коррозионные процессы и заторы. Рекомендуется проводить обследование водозабора раз в год (весной), чтобы устранить повреждения, вызванные движением льдов.
После подводного обследования конструкции могут быть предприняты следующие водолазные работы:
- Устранение негерметичности трубы: применение подводных сварочных работ, подводного бетонирования;
- очистка рыбо- и мусорозащитных решеток, их демонтаж;
- Демонтаж или замена отдельных элементов конструкции;
- Очистка водоприемных колодцев от заносов грунта;
- Анализ состояния труб и сооружения в целом и формирование рекомендаций от руководителя водолазных работ по дальнейшей эксплуатации и ремонту;