Остропка и подъем предметов и грузов с аварийного судна
Перед остропкой и подъемом грузов и предметов с аварийного судна (далее АС) необходимо провести водолазный осмотр, чтобы определить характер груза, его количество и вес, а также его опасность для водолазной команды. Водолазный бот, с которого будут производиться спуски водолазов, нужно предварительно поставить на якорь, а с кормы АС завести швартовый конец, чтобы, в случае ЧП, иметь возможность оперативно поднять водолаза и удалиться от АС, отдав швартовый конец.
Осмотр АС рекомендовано проводить с использованием вентилируемого снаряжения и с запасом воздуха.
Руководитель судоподъемных работ должен проинструктировать водолазную команду о плане проведения работ, а также ознакомить с чертежами и схемами помещений и надстроек АС, особенностями судовых систем, а также с грузом или предметами, подлежащими выгрузке. После этого принимается решение о возможных способах остропки груза и соблюдении мер безопасности во время выполнения судоподъемных работ.
При судоподъемных работах используются стальные и растительные тросы, гаки и такелажные скобы наряду с специальными грузоподъемными механизмами.
Судоподъемные работы должны производиться при участии минимум 2-х водолазов: трос спускового конца надежно крепится на площадке спуска судна и опускается на АС, желательно на место планируемых работ. По спусковому концу происходит погружение 1-ого водолаза, который тот крепит на месте проведения судоподъемных работ.
При осмотре АС водолаз должен быть предельно осторожен и внимателен, чтобы избежать проваливания в открытые люки, а также запутывания кабель-сигнала или шланга, их защемления окружающими предметами.
Если необходимо попасть во внутренние отсеки АС, у водолаза должен быть с собой бескабельный подводный фонарь, при этом его должен страховать второй водолаз с постоянным поддержанием разговорной связи. Перед входом в затопленный отсек АС водолаз должен намотать на руку несколько оборотов кабель-сигнала и по мере продвижения вперед их разматывать. Предварительно нужно аккуратно расчистить проход во внутренние отсеки АС от грунта или упавших предметов.
После входа в залитое водой помещение водолаз должен передвигаться осторожно, остерегаясь ненадежно установленных или свисающих сверху предметов, а также фиксировать двери или люки, чтобы избежать самопроизвольного их захлопывания. Во внутреннем посещении рекомендовано пользоваться несколькими подводными фонарями, чтобы обнаружить предметы или грузы, подлежащие подъему на поверхность.
Демонтаж и подъемные работы следует вести с помощью исправных грузоподъемных механизмов и с использованием надежных канатов, строп и захватных приспособлений.
Во время остропки грузов водолаз должен удостовериться, что подъемный трос не перепутался с кабель-сигналом и чтобы они вместе не попали под строп. Груз нудно остропить так, чтоб ы в подвешенном состоянии он был хорошо сбалансирован и не выпадал из стропа. Рекомендовано использовать вспомогательные балансиры и траверсы. Перед подъемом груза необходимо его проверить: приподнять над поверхностью и оставить в таком положении около 5-7 минут.
Водолазу запрещено оставаться внутри помещения во время подъема груза.
Водолазу запрещено использовать грузопдъемный трос для спуска и подъема с АС.
Во время подъема груза (после проверки остропки), водолазу нужно подняться на палубу АС, дать команду о подъеме и следить за процессом через просвет в люке или проёме.
При работе на затонувших судах остропка грузов начинается с верхней укладки. Для подъема таких грузов, как бочки и др., рекомендовано использовать специальные механизмы – захваты, храпцы и др. Мелкие грузы можно поднимать с помощью металлических корзин и сеток.
Поднимать и опускать грузы и предметы нужно плавно, на малой скорости и без рывков.
Судоподъемные работы рекомендовано проводить при колебании воды до 2 баллов, работы по подъему взрывоопасных грузов прекращаются, если колебания превышают 1 балл. Предварительно члены водолазной команды должны быть ознакомлены с правилами обращения с подобными в-вами.