Осмотр и демонтаж опор
Общие положения водолазных работ
Водолазный осмотр гидротехнических сооружений на железобетонных, металлических и деревянных опорах должен проводиться систематически с целью мониторинга состояния их элементов, находящихся под водой и у дна.
Свайные основания из железобетона необходимо проверять на наличие сколов, трещин, оголения арматуры и типа ее коррозии. Разрушение бетона под водой можно выявить по следующим признакам: мягкие на ощупь и легко стираемые рукой пятна на поверхности. По мере увеличения пятна вызывают коррозию бетона.
Деревянные свайные основания водолазной бригаде необходимо исследовать на предмет расслоенности древесины, разрушения ее древоточцами, признаков гниения или деформации в местах сопряжения (изгибы болтов и т.д.).
Водолазные обследования опор гидротехнических объектов рекомендуется проводить световое время суток при нормальных метеоусловиях; спуск водолазов должен осуществляться со вспомогательного плавсредства.
Руководитель водолазных работ (ВР) предварительно проводит инструктаж по плану работ и особенностям повреждений. Далее руководитель водолазных спусков распределяет функционал между водолазами и контролирует подготовку техники.
Состав подводно-технических работ
Перед началом ВР необходимо согласовать работу водолазной бригады с администрацией гидротехнического сооружения и получить наряд-задание с подробностями проводимых работ, условия их проведения и также необходимые меры безопасности.
1. Во время осмотра опорных конструкций водолазы очищают их поверхность от обрастаний:
-сваи прямоугольного сечения расчищаются по всей высоте шириной области не менее 10 см по каждой стороне опоры;
- на цилиндрических сваях проводится расчистка в виде 4-х вертикальных полосы в направлении 4-х сторон света;
Если на расчищенных участках обнаружено повреждение, необходимо провести дополнительную расчистку
2. Водолазная бригада должна обследовать каждую сваю и узлы сопряжения свай с другими элементами деревянных, металлических или железобетонных опорных конструкций.
Водолаз перемещается под причал перпендикулярно линии кордона, и по мере продвижения, обследует все сваи поперечного ряда: во время спуска водолаза свая осматривается с одной стороны, во время подъема – с другой. После осмотра первого ряда водолаз перемещается в соседний ряд.
Водолаз должен убедиться, не отклоняются ли сваи от вертикальной оси. Со вспомогательного плавсредства ему опускают отвес или кренометр. Если направление сваи не совпадает с нитью отвеса, то водолаз информирует об этом бригаду. Также необходимо определить состояние древесины. При обнаружении следов расслоения или разрушения древоточцами, водолаз сообщает номер поврежденной сваи (отсчет ведется от начального места осмотра) начальнику ВР на водолазный бот. После этого проверяются узлы сопряжения свай с подкосами, схватками и элементами верхних частей строения. Если во время водолазного осмотра обнаруживаются повреждения (изгиб болтов, вмятины, раскол сваи) водолаз сообщает от этом наверх, после чего ему опускают гирю лота, которую он подводит к повреждению. Лот определяет расстояние от поверхности воды до места повреждения, и на стенке сооружения ставится вертикальная метка.
Если в непосредственной близости ко дну у опоры образовалась «шейка», то водолазу необходимо произвести замеры в самом тонком месте, а также на граничащем с ним участке.
При водолазном обследовании железобетонных свай необходимо обратить внимание на наличие оголенных мест, белых пятен (признаки разрушения бетона), коррозии и определить характер обрастания ракушками.
Во время обследования подводной части металлических опор водолаз изучает состояние защитного покрытия (изоляции) сооружения и устанавливает степень коррозионных процессов.
При обследовании грунта в основании опор сооружения водолаз осматривает состояние каменной отсыпки между опорами. В случае обнаружения вымоин или оползней в отсыпке нужно установить, между какими сваями произошло разрушение и его размеры. Если проводится обследование сильно разрушенной свайной конструкции, водолаз следует тому же алгоритму, но с рядом дополнительных работ: необходимо определить величину изгибов свай, измерить глубину над изломанными сваями, установить размеры всего разрушенного участка, а также – состояние элементов конструкции, упавших на дно. В случае необходимости образцы этих элементов поднимаются на поверхность.
По завершении осмотра руководитель ВР составляет акт о выполненных работах, а также схему повреждений конструкции. В зависимости от результатов может быть принято решение о демонтаже опор.
Демонтаж опор может производиться по частям, например, демонтаж опор стального моста. Сначала водолазная бригада проверяет функциональность опорных точек, затем демонтирует вторичные элементы конструкции, а далее – освобождает опоры, приподнимая остальную часть моста гидравлическими домкратами с подкладкой штабелей.
Меры безопасности во время проведения работ
- Руководитель ВР должен удостовериться в устойчивости конструкции и ее отдельных элементов. Если конструкция не устойчива, и это может быть опасно для водолазов, их спуск запрещается.
- Обследование опор высотой более 12 м должно начинаться с нижней части по направлению наверх по ходу обслуживания конструкции.
- Водолаз обязательно должен иметь рукавицы при проведении осмотра опор; запрещается просовывать пальцы между элементами конструкции для обнаружения зазоров между ними.
- Водолазу запрещается проходить под нависшими над грунтом элементами конструкции.