Октябрь 2015 года, Ленинградская область
Водолазные работы на реке Свирь по поиску и подъему судового руля
В октябре 2015 года в Ленинградской области на реке Свирь сухогруз, перевозивший лес, наскочил на подводный валун. Удар пришелся на кормовую часть корпуса судна. В результате аварии сухогруз потерял управление и был вынужден встать на якорь в полутора километрах ниже по течению от места столкновения. Инцидент произошел неподалеку от поселка Шамокша.
Команда сухогруза определила возможные причины потери управления - это утеря пера руля или гребного винта вследствие удара о валун.
Поиск объекта
Для определения точной причины поломки судна, а также проведения поисковых работ была вызвана водолазная группа в составе трех человек – двух водолазов и одного оператора гидролокатора бокового обзора. Они прибыли на место происшествия в течение пяти часов.
Водолазы обследовали винто-рулевую группу судна на предмет возможной причины поломки. Обследование показало, что гребной винт находится на месте. Причиной же потери сухогрузом управления послужило отсутствие пера руля.
Перо руля (или судовой руль) - это вертикальная пластина, установленная в кормовой подводной части судна. Она поворачивается на оси, в результате чего сухогруз отклоняется в ту или иную сторону.
Утерянный руль искали с моторной лодки. Поиск осуществлялся при помощи гидролокатора бокового обзора. Данное оборудование представляет собой систему обследования подводного грунта. Его принцип работы основан на излучении зондирующих акустических сигналов, которые сканируют дно, и приеме уже отраженных эхо-сигналов, дающих информацию о рельефе грунта. Этот прибор специально предназначен для подводного поиска стационарных объектов.
Площадь поиска была достаточно обширной – 100х1500 метров. Но благодаря гидролокатору бокового обзора водолазы в достаточно короткий срок наметили три точки, где предположительно мог располагаться объект поиска.
Обследование первого места не принесло результатов, но уже на второй точке судовой руль был обнаружен.
Подъем объекта
Остропка объекта производилась грузоподъемным стальным тросом на глубине 8 метров.
Подъем пера руля осуществлялся с помощью судоподъемного мягкого понтона – приспособления, специально предназначенного для подъема объектов на поверхность воды или поддержания их на плаву. Понтон представляет собой оболочку, состоящую из полимерного материала, в которую в процессе эксплуатации подается воздух. На данной оболочке устанавливаются стропа и рымы для крепления груза.
Работу затрудняло достаточно сильное течение в данном районе реки Свирь. Но, несмотря на сложности, команда водолазов оперативно справилась с задачей. Все водолазные работы по определению причины поломки, поиску и подъему утерянного объекта заняли не более трех дней.